Между Китаем и Россией налажены «тесные» отношения экономического характера. Они выстраиваются не с целью получения сиюминутных выгод, а нацелены на будущее. Результаты экономического взаимодействия улучшаются год за годом. Так, за период с 2006 по конец 2017 года товарооборот вырос более чем на 50 млрд долларов (был 33 млрд, а стал к концу прошлого года 84 млрд).
Россия преимущественно экспортирует из Поднебесной:
• Текстильную продукцию и обувь.
• Технику, электронику.
• Сельхоз и продовольственное сырье.
• Продукцию химической, металлообрабатывающей промышленности.
На фоне роста товарооборота все более актуальной становится услуга международных перевозок. Грамотная организация доставки товаров из Китая в нашу страну важна для компаний разного масштаба: как крупнейших корпораций, так и бизнеса в формате ИП.
При организации перевозок компании сталкиваются с двумя основными проблемами – удаленностью региона и необходимостью таможенного оформления. От того, насколько отлажена транспортировка груза по морю, по суше, по воздуху и насколько оперативно подготовлены таможенные документы, зависят сроки доставки продукции. А они, в свою очередь, сильно влияют на состояние дел компании. Сегодня популярны 3 схемы организации перевозок грузов из Китая в России.
Самая редкая схема и пользуются ей в основном крупные фирмы, в штате которых есть собственный специалист по внешней экономической деятельности. Задача работника – взаимодействовать с поставщиком, составлять с ним соответствующие договоры, готовить документы для таможенной очистки. Деятельность специалиста в этой области требует знания всех нюансов и последних корректировок в правовых актах в сфере таможенного законодательства. В противном случае ошибки могут привести к затягиванию таможенного оформления, срывам сроков перевозки и доставки. Для компании они, несомненно, чреваты убытками.
В этой ситуации между поставщиком китайской продукции и заказчиком есть третье лицо – таможенный брокер. Он не организует перевозку, а отвечает лишь за его таможенную часть. Аутсорсинг таможенных услуг популярен у бизнеса среднего масштаба. Задача привлеченного брокера в этой ситуации:
• представление интересов при оформлении в таможенных органах;
• подготовка документации для растаможивания;
• подача декларации для оформления.
За другие процессы во взаимодействии с китайским поставщиком компания отвечает сама: заключает с ним договор, контролирует доставку и др., то есть активно принимает участие в организации международной перевозки.
Эта схема исключает активное участие компании в организации международной перевозки. Фирма-брокер, к которой она обращается, выполняет все задачи по автомобильной, железнодорожной или авиаперевозке груза:
• Заключает договор с поставщиком и является приобретателем груза.
• Оплачивает сумму стоимости продукции.
• Занимается доставкой.
• Готовит документацию для таможенной очистки.
• Оформляет финансовые сделки.
Компания, заказавшая услугу, приобретает продукцию у брокера после того, как она была привезена в Россию. Оплачивает ему стоимость товара и вознаграждение за брокерские услуги. Как показывает практика, эта схема самая популярная. Ее преимущества в том, что компания минимизирует свои риски и расходы, доверяя перевозку брокеру, который в этой сфере «как рыба в воде» и знаком со всеми нюансами и подводными камнями. Доставка китайского груза до двери позволяет бизнесмену направить свои силы на другие задачи своей фирмы, в то время как поставками продукции будут заниматься профессионалы.